Поиск
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Первый трижды Герой Советского Союза

19 апр 2023
"Его доблесть, ум и слава вдохновляли бойцов по всему фронту, поднимали их на новые подвиги. 30 летчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них — дважды Героями Советского Союза. Такие люди, как Александр Иванович Покрышкин — это золотой фонд нашей страны. И очень важно, чтобы наша память о нем не ограничивалась сегодняшним праздником. Память об этом выдающимся человеке должна быть живой, активной, действенной, она должна работать так, как это делал он» (В.В. Путин).
6 марта 2023г. исполнилось 110 лет со дня рождения первого трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Биография этого выдающегося человека является знаковой в истории нашей страны, в деле патриотического воспитания молодежи.

По инициативе ПОУ СУЦ Регионального отделения Общероссийской общественно государственной организации ДОСААФ ХМАО-Югры в Сургуте на проспекте Мира установлен баннер, посвященный А.И. Покрышкину, уникальному летчику-асу, талантливому изобретателю, человеку выдающихся личных качеств.

Саша Покрышкин родился 6 (19) марта 1913 года в городе Ново-Николаевск Новониколаевской волости Томского уезда Томской губернии (ныне город Новосибирск – областной центр России) в многодетной семье. Его детство было не простым. Уже с 6 лет он помогал отцу, известному в Сибири кровельщику и строителю. В 1928 году окончил 7 классов школы в родном городе. В феврале 1929 – январе 1930 года работал кровельщиком Сибстройтреста. В декабре 1931 года окончил школу фабрично-заводского ученичества и до июня 1932 года работал слесарем-инструментальщиком на заводе. Казалось бы, все у парня было хорошо, если бы не детская мечта …

«Сделаю все, но стану только летчиком!» - так решил Саша Покрышин, в 11 лет впервые увидев в небе самолет. Его путь в авиацию был сложным, долгим и вопреки воле родителей. В 1933г. А. Покрышкин окончил Пермскую военную школу авиатехников и приступил к службе в Северо-Кавказском военном округе. В тайне от начальства обучался в Краснодарском аэроклубе, где получил летное удостоверение уже через три недели. В ноябре 1938 года, после многочисленных рапортов командованию был откомандирован на учёбу в военную авиационную школу лётчиков г.Качинска, которую блестяще окончил уже через год.

Первый боевой вылет произошел 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведывательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.

Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое.

Александр Иванович разработал для летчиков - истребителей правила, одно их которых гласило: «Чтобы соображать в воздухе, нужно научиться этому на земле». В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Внимание! В воздухе Покрышкин!»

За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза А.И. Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушных битвах на Кубани, только за месяц, он сбил лично 22 самолёта врага. Многие его ученики стали асами, а А.И. Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника. 19 августа 1944 Александр Иванович был награждён Золотой Звездой в третий раз и стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

А.И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…
После войны выдающийся летчик-ас окончил с золотой медалью Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в октябре 1957 года и Военную академию Генерального штаба, тоже с золотой медалью. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году - звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

«В истории Сибири после Ермака Тимофеевича это, пожалуй, второй национальный герой такого масштаба. Но, если б мы даже и не знали, откуда Александр Иванович родом, а судили бы только об упорстве, с которым он шел к осуществлению своей мечты о небе, став в итоге лучшим летчиком Великой Отечественной войны, то и тогда непременно бы поняли, что это наш человек, настоящей сибирской закалки»,- так написал о нашем герое его биограф, писатель А. Тимофеев.
Читайте также